Древние геномы Центрально-Евразийской Степи представляют новый взгляд на происхождение скифов

Статья об уникальном открытии казахстанских и немецких ученых вышла в авторитетном в мире науки американском журнале «Достижения науки» (Science Advances). В статье под заголовком «Ancient genomic time transection from the Central Asian Steppe unravel the history of the Scythians» подводится итог трехлетних палеогенетических исследований, проводимых Лабораторией популяционной генетики (зав.лаб. Хусаинова Эльмира) РГП «Институт общей генетики и цитологии» КН МОН РК и группы Йоханнеса Крауса (Johannes Krause) из Департамента археогенетики Макс Планк Института Наук об истории человечества (Max Planck Institute for the Science of Human History, Jena, Germany) по анализу древнего и современного казахстанского материала, с целью пролить свет на этногенез древних кочевых групп скифской цивилизации и современных казахов. В исследованиях принимали участие крупные ученые генетики — Йоханнес Краус (Германия), Чунгвон Джен (Choongwon Jeong) (Южная Корея) и Лейла Джансугурова (Казахстан), антропологи, археологи из России, наши известные археологи — Зайнолла Самашев, Арман Бейсенов, Арман Бисембаев, Дмитрий Воякин и ряд молодых исследователей.

Скифы представляли множество древних популяций, основанных на конной культуре, которые правили евразийской степью в железный век и играли важную роль в истории Евразии. Скифы оказали большое влияние на культуру своих могущественных соседей, распространяя новые технологии, например, седла и другие усовершенствования для верховой езды. Древние греческая, римская, персидская и китайская империи оставили множество источников, описывающих традиции и обычаи страшных конных воинов, пришедших из внутренних земель Евразии. Однако об истории происхождения  и этногенезе скифов известно немного.

В мире обсуждаются три конкурирующие гипотезы о происхождении скифов:

1) понтийско-каспийское происхождение, подтвержденное их предполагаемыми иранскими языками,

2) казахское степное происхождение, подтвержденное археологическими находками,

3) множественное независимое происхождение от генетически различных групп, которые приняли общие культурные черты.

Представленные в статье генетические данные не подтверждают происхождение скифов от западных культур понтийско-каспийских степей, об этом свидетельствуют и последние историко-археологические исследования. Гипотеза казахского степного происхождения скифской культуры лучше согласуется с результатами по полногеномному анализу 111 древних людей, представляющих 39 археологических памятников первого тысячелетия до н.э. и н.э. из Великой Центрально-Евразийской Степи (территория современного Казахстана, прилежащие территории России и Кыргызстана) в числе которых объекты сакской элиты из некрополя Елеке Сазы (Восточно-Казахстанская обл.), объекты пазырыкской культуры и хунно-ксяньбийского пластов некрополя Берел (Восточно-Казахстанская обл.), «золотой» человек гуннского периода из некрополя Курайлы (Актюбинская обл.), объекты из «царских курганов» раннего железного века (Центральный Казахстан), объекты из городища Коныр-тобе (Отрарский оазис) и др.

Результаты исследования показывают, что существенные генетические изменения были связаны с упадком оседлых групп бронзового века и подъемом культур кочевников железного века. На рубеже первого тысячелетия до нашей эры относительно однородный генофонд степных популяций обогащается притоками с востока, запада и юга в Центрально-Евразийскую Степь, что приводит к формированию новых смешанных генофондов. Но тем не менее, происхождение скифской культуры нельзя связывать только с казахскими степями, поскольку были найдены доказательства существования, как минимум двух независимых генных потоков, которые распространялись и смешивались с другими кочевыми популяциями в ходе множества исторических событий I тысячелетия нашей эры. Восточный источник, вероятно, связан с горным Алтаем, где обнаружены самые ранние скифские захоронения. Популяции горного Алтая в течение железного века распространялись на запад и юг, смешиваясь по мере продвижения и соединяя различные культуры, например, такие как пазырыкская и тасмолинская. Другой одновременный и постоянный генный приток связан с западным Уралом, с характерными ранними савроматско-сарматских культурами, которые распространились до понтийско-каспийских степей. В переходный период после железного века происходит упадок скифских культур, выявляя новые генные потоки и смешения генофондов. Здесь четко определяется новый приток генов от дальневосточных евразийцев, возможно, связанный с распространением кочевых империй восточных степей в первых веках нашей эры, например, таких как хунно-сяньбэйский пласт Береля. Незначительные генные примеси от иранских источников с юга, вероятно, связаны с расширением персидской цивилизации.

Хотя полная история генетических трансформаций древнего населения Центрально-Евразийской Степи еще не раскрыта и остается предметом интереса не только генетиков, антропологов и историков, это исследование демонстрирует, насколько кардинально внутренние популяции Евразии изменялись и смешивались с течением времени. Интересно отметить, что вклад основного генетического пула, определяющего современных казахов, по оценке времени совпадает с периодом, когда было образовано Казахское ханство (~ 15 век н.э.).

Реализованное широкое международное сотрудничество и публикация в столь авторитетном мировом научном журнале, является глубоким признанием исследовательской деятельности ученых Казахстана.

Открытие и изучение некрополя Елеке сазы представляет собой беспрецедентный в мире случай быстрого и продуктивного междисциплинарного исследования, когда прошел всего 1 год от археологической находки до его полного исследования, включая антропологию, генетику, реставрацию одежды и облика, музеефикацию.

 АВТОРЫ:

Guido Alberto Gnecchi-Ruscone, Elmira Khussainova, Nurzhibek Kahbatkyzy, Lyazzat Musralina, Maria A. Spyrou, Raffaela A. Bianco, Rita Radzeviciute, Nuno Filipe Gomes Martins, Caecilia Freund, Olzhas Iksan, Alexander Garshin, Zhassulan Zhaniyazov, Bakhytzhan Bekmanov, Egor Kitov, Zainolla Samashev, Arman Beisenov, Natalia Berezina, Yakov Berezin, András Zsolt Bíró, Sándor Évinger, Arman Bissembaev, Gaziz Akhatov, Aslan Mamedov, Akhan Onggaruly, Dmitriy Voyakin, Aidos Chotbayev, Yeldos Kariyev, Alexandra Buzhilova, Leyla Djansugurova, Choongwon Jeong, Johannes Krause

 

Ancient genomic time-transect from the Central Asian Steppe unravels the history of the Scythians

Science Advances     DOI: 10.1126/sciadv.abe4414

26 марта 2021г.

Некрополь Елеке Сазы, курган 4, Восточный Казахстан (Алтай). Автор — Зайнолла Самашев
Берель — Хун-сяньбийская культура, Восточный Казахстан (Алтай). Автор — Зайнолла Самашев
Тасмолинская культура — Центральный Казахстан, Карагандинская область (Некрополь Ақбейіт). Автор – Арман Бейсенов
Географическая локализация древних образцов (WGS)
Открытие и изучение некрополя Елеке сазы представляет собой беспрецедентный в мире случай быстрого и продуктивного междисциплинарного исследования, когда прошел всего 1 год от археологической находки до его полного исследования, включая антропологию, генетику, реставрацию одежды и облика, музеефикацию.
Географическая локализация 96 современных мужчин-казахов различной родовой принадлежности, генотипированных по 600000 SNPs полного генома

Write a comment